отключение сажевого фильтра

Удаление сажевого фильтра

Сегодня расскажем вам об очередной экологической примочке экологического стандарта ЕВРО — DPF (Diesel Particulare Filter).

Мы уже рассказывали про переход на ЕВРО-2, но время не стоит на месте и на территории РФ уже 10 лет продаются автомобили с нормой ЕВРО-5.


Diesel Particulate Filter

В целях снижения выбросов вредных и опасных для здоровья человека веществ (сажа, оксид азота, оксид углерода) с 2004 года на дизельные моторы устанавливается система нейтрализации сажи. Основным элементом этой системы является «противосажевый фильтр»:

  • Diesel Particulare Filter (DPF) — сажевый фильтр закрытого типа
  • Filtre a Particules (FAP) — сажевый фильтр закрытого типа с функцией регенерации

Название фильтра говорит самое за себя: задерживать частицы сажи, которые являются продуктом сгорания дизельного топлива.

Принцип работы DPF

Сажевый фильтр — это металлический цилиндр внутри которого присутствует жаростойкий керамический материал с ячеистой структурой, который способен задерживать мелкие сажевые частицы. ЭБУ отслеживает пропускную способность фильтра и в случае необходимости запускает процесс очистки фильтра от накопившейся в нем сажи.

Очистка DPF

Очистка бывает пассивной и активной. При пассивной очистке сажа сжигается во время движения под нагрузкой. Например езде по трассе, когда температура в фильтре поднимается выше 350 градусов Цельсия.

Активная очистка необходима при движении по городу (когда не удается разогреть сажевый фильтр до необходимой температуры). Датчики фиксируют наполненность фильтра выше нормы, то запускается процесс активной очистки. Для этого, в цилиндры мотора, подаётся дополнительная порция топлива при закрытом клапане EGR. При этом температура выхлопных газов проходящих через катализатор значительно повышается. Дальнейшее движение разогретых газов по выпускному тракту, приводит к повышению температуры в сажевом фильтре до 500-700 градусов Цельсия. Сажа выжигается — об этом свидетельствовать чёрный дым, выходящий из выхлопной трубы.


Срок службы сажевого фильтра при сибирских климатических условиях составляет приблизительно 100 тыс. км. Что сравнимо с ресурсом катализатора.

Неисправность сажевого фильтра

При выходе из строя сажевого фильтра появляется знак Check Engine. Это происходит из-за некорректного функционирования очистительного элемента. При несвоевременных восстановительных операциях данная система переводит работу ЭБУ в аварийный режим. В этом случае у вас два выхода:

  • Установить новый сажевый фильтр. ~900 долларов США.
  • Удалить физически и отключить программно. ~14000 рублей.
Ошибки EGR и DPF у Газон Некст

Удаление сажевого фильтра

Физическое удаление происходит аналогично удалению катализатора вместе с закрытием клапана EGR. А отключение сажевого фильтра возможно только изменением прошивки автомобиля.

Вот типичный случай из нашей практики:

Приехал авто с жалобой «нет тяги, выше 3500 обороты не поднимаются». Владелец был у официального дилера, они приговорили один из датчиков температуры и сажевый фильтр, стоимость которого более 160000 рублей и месяц ожидания».

Мы сразу подключаемся к автомобилю, видим в ЭБУ ошибка P242D. На данном автомобиле установлен блок SID208 который можно прошивать через разъем OBD2, но иногда, предварительно его необходимо снять, разобрать и разблокировать. Блок нужно аккуратно вскрыть, припаяться к boot pin и отключить контроль цифровой подписи. Пока мы все это делали, наши слесари уже сняли сажевый фильтр, вырезали внутренности, заварили и поставили обратно, а нам осталось записать прошивку и проверить что бы все работало исправно. Автомобилю вернулась былая прыть, DPF и EGR больше не будут его беспокоить.